По мнению Nintendo, если на YouTube опубликовано любительское видео с прохождением её игры, то именно Nintendo должна получать доход от контекстной рекламы в этом видео.
Один из пользователей Зак Скотт (Zack Scott) пожаловался, что на опубликованные им видеоролики с прохождением игры Luigi’s Mansion: Dark Moon от Nintendo пришли претензии на совпадение Content ID. Это означает, что правообладатель распознал принадлежащий ему контент и желает перевести в свой адрес весь доход от рекламы, который получен при показе данного видеоролика.
Геймер категорически не согласен с такой постановкой вопроса. Он убеждён, что каждое прохождение игры уникально. В этом отличие компьютерных игр от кинофильмов или телепередач. «Если я смотрю фильм, который смотрит другой человек, мне потом больше не нужно его смотреть. Если же я смотрю, как другой человек проходит игру, я хочу сам в неё поиграть!», — говорит Зак Скотт.
Геймер считает, что аудитория его канала на YouTube смотрит видеоролики с прохождением игр по нескольким причинам: ради авторского комментария и обзора игры, для изучения игры и прохождения отдельных частей, ну и просто ради удовольствия наблюдения за автором в определённые игровые моменты. Зак Скотт уже опубликовал прохождения многих игр, и ещё никогда к нему не поступали подобные претензии с требованием отобрать рекламный доход.
Как выяснилось, Зак Скотт — не единственный пострадавший от действий Nintendo, и это вовсе не ошибка алгоритма YouTube, как это иногда случается, а результат целенаправленной политики компании.
Для игрового издания Game Front компания Nintendo прислала официальный комментарий: «Для гарантии, что контент Nintendo публикуется по социальным медийным каналам в правильной и безопасной форме мы зарегистрировались в качестве партнёра YouTube, и в феврале 2013 года зарегистрировали наш защищённый копирайтом контент в базе данных YouTube. Для большинства любительских видеороликов это не означает никаких изменений, но для видеороликов с принадлежащим Nintendo контентом, таким как изображения и аудио, определённой продолжительности, реклама теперь появится в начале, в середине или в конце видеоролика».
Компания Nintendo подчёркивает, что хотела бы поощрить публикацию видеороликов геймерами — поэтому, «в отличие от других компаний», не требует блокировать материалы со своей интеллектуальной собственностью.
Судя по всему, практика монетизации любительских видео может стать стандартной на YouTube. В комментарии к этой истории про Nintendo известный разработчик игр Нотч написал в твиттере, что у них состоялась встреча с представителями YouTube, и те предложили получать часть рекламного дохода от всех видеороликов с Minecraft. «Это было заманчиво», — признаётся Нотч.
Похоже, именно YouTube является инициатором таких действий — и предлагает соглашение о партнёрстве различным игровым студиям. Судя по всему, они действительно имеют на это законные основания. Похоже, каждый разработчик игр вправе устанавливать правила публикации работ с использованием принадлежащего ему контента, в том числе имеет право блокировать любительские видео с прохождением своих игр. Впрочем, многие разработчики относятся к этому более лояльно, чем Nintendo. Например, в юридическом FAQ от компании Blizzard указано, что компания разрешает использовать свои продукты для коммерческого использования в партнёрских программах YouTube, Justin.tv, Blip.tv, Own3d.tv и Ustream.tv.